Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.05.2024, 16:52

Сайт учителя географии

Огребо Екатерины Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО СПЕЦКУРСУ «КАРТОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ТОПОГРАФИИ» География, 10 класс
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении практических заданий необходимо:
- во-первых, четко понять основную цель и задачи поставленные на выполнение практического задания, вспомнить теоретический материал по данной теме; - во-вторых, внимательно прочитать, какие материалы необходимы для выполнения данной работы; - в-третьих, пользуясь предложенной инструкцией (планом работы) выполнить все задания, максимально полно ответив на вопросы.
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Спецкурс рассчитан на углубленное изучение одного из основных методов географической науки – картографического. С основами картографии учащиеся знакомятся только в VI классе, когда даются лишь самые начальные и минимальные сведения о способах изображения земной поверхности и тех процессах (природных и социально-экономических), которые на ней происходят. Однако современная картография находит широкое применение в народном хозяйстве и научных исследованиях, в военном деле и инженерном строительстве. Методы картографии используются для решения важных практических задач, связанных с планированием, освоением территории, разведкой полезных ископаемых, рациональной эксплуатацией природных ресурсов, охраной окружающей среды и т.д. Создание и использование карт затрагивает многие сферы экономической, социальной и политической жизни современного общества.
Всё это позволяет говорить о том, что данный курс будет весьма полезным и интересным для учащихся 10 классов (особенно для тех, кто выбирает в будущем своей профессией работу военного).
Основные цели и задачи программы:
 Познакомить учащихся с основными свойствами карт и методами картографического изображения земной поверхности (процессов, происходящих на ней), а также способах получения этого изображения;
 Формировать профессиональные навыки (научить учащихся «читать» разные типы карт, т.е. получать максимум информации с картографического изображения и пользоваться ими в научных исследованиях, в практической деятельности, в учебной работе);
 Исследование и отображение явлений природы и общества, их размещения, свойств, взаимосвязей и изменений во времени посредством географических карт.
Программа данного курса рассчитана на 35 академических часов (1 час в неделю в течение учебного года). В качестве материальных ресурсов необходимо использование компьютера и проектора, а также географических карт разного масштаба и карт атласов. В программе курса предусмотрено достаточно большое количество практических работ, часть из которых представлена в рамках данного конкурса. Спецкурс является авторским. Огребо Е.Е. «Картография», 2008, - с. 89-106. (Примерные программы элективных курсов профильного обучения (по результатам Областного конкурса, 2007). Методическое пособие / Сост. Е.В. Дозморова, Т.В. Седнева, В.К. Абибулаева. – Томск: ООО «РауШ мбх», 2008. – 107 с.). В настоящее время курс переработан, так как увеличено количество часов по курсу (с 17 до 35). Соответственно, увеличено количество тем (в основном по основам топографии) и практических работ.
Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения:
1) карты разных масштабов, назначению, пространственному охвату, содержанию;
2) фрагменты черно-белых многозональных космических снимков со спутников Landsat 4 TM и Landsat 7 ETM + на территорию центральной части Западной Сибири (печатный вариант с электронной версии);
3) атласы;
4) ресурсы сети Интернет.
Практические работы, выполняемые по курсу проводятся в конце каждого из его разделов (как итоговые), а также по ходу изучения материала (как тренировочные). Все они способствуют закреплению материала каждого из разделов.
Требования к уровню освоения содержания курса сводятся к следующему:
Учащийся должен знать:
• виды и типы общегеографических, тематических и специальных карт;
• способы картографического изображения явлений;
• способы составления и принципы оформления тематических карт;
• методы использования карт в научно-практических исследованиях;
• этапы исторического развития картографии в России и в мире;
• перспективы развития картографии как науки, техники и отрасли производства.
Учащийся должен уметь:
• выбирать картографическую проекцию в соответствии с назначением и тематикой карты;
• выбирать способы изображения явлений, разрабатывать легенду для составления карты;
• распознавать элементарные географические объекты и явления на космическом снимке;
• применять методы графического анализа для изучения объектов и явлений по картам и атласам.
Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Самым важным критерием эффективности реализации программы по курсу «Картография с основами топографии» являются результаты обучения, к которым следует отнести следующие действия.
Учащиеся должны:
 называть или показывать (т.е. знать) основные особенности этапов развития картографической науки; имена учёных, которые внесли важный вклад в развитие данной науки; основные элементы карты; основные определения, которые необходимы для усвоения материала курса (например, что такое карта, картография, «язык» карты, картографическая генерализация, картографические условные знаки, масштаб (главный и частный), картографическая проекция, дистанционные методы изучения географической среды, геоинформационные системы и т.д.).
 Определять (измерять) (т.е. уметь) по картам, какие графические средства применяются для построения картографического изображения; способы изображения объектов и явлений; проекцию географических карт, а так же главный и частный масштабы карт (в зависимости от употребляемой проекции); основные признаки объектов и явлений по материалам космической съёмки Земли (т.е. уметь привязывать и дешифрировать космические снимки) и т.д.
 Описывать по картам те или иные явления и процессы (например, описать физико-географические и экономико-географические особенности района Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции; особенности размещения предприятий металлургии Уральской металлургической базы и т.п.).
 Объяснять на основе картографического материала как взаимодействуют природные и социально-экономические процессы и явления, делать выводы на основе этих объяснений (т.е. выявлять причинно-следственные связи, которые вытекают из важнейших компонентов теоретических знаний).
 Прогнозировать изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности и в результате естественных причин на основе сравнения разновременных карт
Все практические работы составлены по определённой схеме, что позволяет и учителю и обучающимся, внимательно прочитав инструкцию к выполнению практического задания, справиться с поставленной задачей. Это:
- Время проведения.
- Цель выполнения работы.
- Средства обучения.
- Содержание практической работы.
- Порядок выполнения.
Спецкурс является авторским. В 2007 году он стал победителем областного конкурса «Примерные программы элективных курсов профильного обучения». В настоящее время курс переработан, так как увеличено количество часов по курсу (с 17 до 35). Соответственно, увеличено количество тем (в основном по основам топографии) и практических работ. Курс неоднократно опробован, обучающиеся проявляют большой интерес в его изучении и показываю хорошие результаты обученности. Курс «Картография с основами топографии» активно внедряется в стенах нашего учебного заведения, большинство воспитанников которого выбирают своей будущей профессией карьеру военного. Огребо Е.Е. «Картография», 2008, - с. 89-106. (Примерные программы элективных курсов профильного обучения (по результатам Областного конкурса, 2007). Методическое пособие / Сост. Е.В. Дозморова, Т.В. Седнева, В.К. Абибулаева. – Томск: ООО «РауШ мбх», 2008. – 107 с.).

Источник: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855&ur2=1857&flag=1&id1=1518&id2=1&id3=389
Категория: Мои статьи | Добавил: katerina (21.12.2014)
Просмотров: 847 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz